Самообучение игре на синтезаторе для начинающих. Самоучитель игры на синтезаторе

Если вы считаете, что самостоятельно научиться играть на синтезаторе сложно, то вы во многом ошибаетесь, ведь базовые навыки легко даются даже детям. На всех этапах изучения этого ремесла помните, что самые гениальные люди тоже были самоучками. Выберите для себя самые действенные методы, представленные ниже.

Как научиться играть на синтезаторе – стоит ли доверять самоучителям

Не гнушайтесь любых источников, которые помогут вам почерпнуть хоть какие – то знания об основах игры на синтезаторе. Даже если вы в зрелом возрасте, попробуйте взять в руки детский самоучитель по игре на фортепиано или синтезаторе. Именно в таких маленьких книжках для школьников информация подаётся наиболее доступно, открыто и небольшими партиями.

Не стоит забывать и о таком источнике, как видео уроки и каналы опытных людей на Youtube и других сервисах. Даже не зная ноты, вы можете медленно повторять композиции за играющим человеком. Через некоторое время после таких практик, вы сами заметите, что уже хорошо помните как звучит та или иная клавиша, это значит, что у вас начал развиваться музыкальный слух.

Поэтому, доверять самоучителям, конечно же, можно, но вам придется поискать подходящий учебник именно для вас.

Как научиться играть на синтезаторе – с чего начать

Не пытайтесь сразу сыграть сложные партии или великие произведения. Всё дело в том, что у вас должен быть тонкий слух и правильная аппликатура для полноценной игры на клавишных инструментах. Если вы не уделите должное внимание постановке ваших рук, то вы рискуете продолжить своё хобби по неправильному пути, в конце которого вас ждут некоторые проблемы с суставами пальцев.

Перво-наперво, изучайте аппликатуру. Каждому пальцу на клавишах предназначается своё место. Начните играть лёгкие и незамысловатые произведения, уделяя особое внимание тому, какой палец на какую клавишу должен тянуться.

Спустя некоторое время, когда вы уже привыкнете к тому, что в игре задействованы все ваши пальцы, переходите к изучению аккордов. Возьмите за пример самые лёгкие и распространённые комбинации, например, ля минор и до мажор. Переставляйте пальцы быстро и хорошо нажимая та все клавиши. Через некоторое время добавьте перебор к вашему преставлению аккордов. Например, сыграйте три последовательных ноты на ля миноре и тут же три последовательных ноты на до мажоре.


Нужно ли изучать ноты для игры на синтезаторе

Этот пункт сугубо индивидуален для каждого человека. Если цель вашего обучения – сыграть определенное произведение и не продолжать после этого уроки, то знание нот, вероятнее всего, вам не понадобится. Однако, чтобы понимать звучание нот и то, как ставятся аккорды, вам просто необходимо выучить все ноты, знать какая из них находится в какой октаве, а также приступить к изучению сольфеджио.

Только зная ноты и знаки на нотном стане, вы сможете без труда играть композиции прямо с листка бумаги, правильно расставляя акценты и долготу.


Помните, что ваше обучение должно приносить радость. Не заставляйте себя играть по несколько часов в день за раз, если вы устаете, то отвлекитесь. Долгое напряжение в руках с непривычки, может повлечь за собой снижение их работоспособности. Найдите в сети интернет уроки по разминке рук, пальцев, а также спины. Выполняйте их хотя бы раз в двадцать минут.

Купите себе нотную тетрадь и записывайте туда основные знаки, а также ноты. Обучение протекает намного быстрее, когда вы записываете информацию, а не только читаете и слушаете.


Многие люди считают, что игра на синтезаторе не представляет особых отличий и под силу всем, кто хоть раз встречался с фортепиано. Но, к сожалению, или может быть к счастью, это не так. Синтезатор имеет много отличных функций от классических инструментов. Хотя, несмотря на большее количество возможностей, игра на синтезаторе все же легче, чем игра на фортепиано. Это не означает, что технологии этого музыкального инструмента сделают за вас все, а вы будет только наслаждаться различными мелодиями, но упростят вам задачу однозначно.

В чем особенность синтезатора?

Для многих исполнителей, игра левой рукой и тем более двумя руками на синтезаторе одновременно может вызывать затруднения. Не всем под силу совмещать ведущую мелодию с аккомпанементом и практически каждый синтезатор имеет функцию авто аккомпанемента, что значительно облегчает процесс обучения и позволяет уделить большее внимание мелодии. Да и выучить ноты басового ключа, которые практически всегда используются в аккомпанементе – задача не из простых.

Так, с помощью развитых возможностей синтезатора, процесс обучения становится намного проще и быстрее и для ученика становится меньше требований.

Обучение на фортепиано представляет собой усложненную версию игры, в которой отсутствует помощь эффектами, режимами и все различными возможностями синтезатора. Единственным украшением игры может стать педаль, которая добавит звуку яркости и объёмности.

Основные требования к ученику:

  1. Ритмичность . Насколько бы возможности синтезатора не упрощали игру, без чувства ритма вряд ли получится. Но, не спешите волноваться и проверять, со временем ритмичность развивается, поэтому не стоит переживать если с первых раз мелодия у ученика будет иметь свой ритм.
  2. Знание нот, для начала в скрипичном ключе . Игра на синтезаторе не сможет обходиться и без басового ключа. Но для начинающих музыкантов хватит свободной игры правой рукой и чтение нот с листа. Скрипичный ключ запомнить не сложно, он включает в себя семь нот, которые могут быть расположены в разных октавах. На это стоит обратить внимание, так как игра в каждой октаве отличается по звуку, и создает гармонию в игре.
  3. Стоит полностью изучить все возможности синтезатора , эффекты, аккомпанемент и т.д. Это значительно облегчит обучение игре на синтезаторе с нуля.
  4. Левой рукой нужно научиться точно попадать по клавишам синтезатора . То есть нажимать аккорды, не попадая мимо нот. Это может быть несколько аккордов на всё произведение, благодаря авто аккомпанементу, но они должны быть чистыми.

Основные функции и возможности инструмента

У каждого инструмента есть «палитра тембров». Вы сами должны прослушать все варианты и составить ассоциации с каждым. Возможно, этот звук напоминает вам струнный инструмент или духовой оркестр, а возможно ударный звук. Обычно, все тембры пронумерованы, но проще будет выбрать самые яркие и запомнить их.

2. Авто аккомпанемент.

С этой функцией вы уже познакомились выше. Благодаря этому эффекту можно играть на синтезаторе в различных жанрах и стилях. Добавляет объёмности звучанию.

3. Запись.

Эта кнопка предоставит возможность не только прослушать свою игру и делать выводы, но и совмещать запись с игрой на синтезаторе. Эффект двухголосья звучит очень интересно.

Аппликатура

Этот раздел вам может показаться неважным, но это совершенно не так. Постановка пальцев при игре на
синтезаторе очень важна. Играть одним пальцем, как минимум неудобно, да и выглядит такая игра не привлекательно.

Расчет пальцев начинается с большого (1) и заканчивается мизинцем(5).

Во многих нотах написана аппликатура, что облегчит задачу при игре на синтезаторе. Если же нет, то четких правил в использовании пальцев нет, следите за эстетичностью игры и удобством. Все зависит от ваших пальцев и рук, так что аппликатура довольно личное, но все же стоит придерживаться советов профессионалов. И, не забывайте следить за состоянием руки. Небрежные и расслабленные пальцы, вряд ли смогут воспроизводить красивую мелодию.

Аккорды и арпеджио

Аккорды – одновременное нажатие трёх клавиш синтезатора. Над этим навыком, придется потрудиться. Попадать по клавишам нужно чисто, не цепляя лишние ноты, что может испортить весь звук.

Арпеджио – поочередное нажатие нот из аккорда. Проще говоря — разложенный аккорд. Отдельно играть арпеджио на синтезаторе гораздо проще, нежели одновременно. Но в процессе игры, когда параллельно потребуется вести основную мелодию в правой руке, вы поймете, что одновременное нажатие аккорда всё же проще.

Чтение с листа

Немаловажным является умение читать музыку с листа и моментально проигрывать. Для этого необходимо знание нот и ориентирование в октавах и тональностях. Заучивание нескольких произведений вам очень быстро надоест и репертуар вы решите увеличить. Тут вам и понадобится чтение с листа.

Игра по видео урокам

Зрительная память и игра на синтезаторе по видео урокам подойдет для начинающих с нуля музыкантов, не знающих нот. Такая игра не даст вам развития в музыкальных начинаниях; и никаких полезных навыков из такой игры на синтезаторе вы не извлечете, но это поможет расширить ваш репертуар, что тоже немаловажно. Иногда так хочется просто насладить исполнением популярной мелодии, пусть даже не зная нот, и в таких ситуациях видео уроки незаменимы.

Использование эффектов на синтезаторе

С помощью различных эффектов, вы сможете создать музыку в любом жанре, стиле и ритме. Главное — разберитесь со всех кнопках вашего синтезатора, потому что ненужных кнопочек на инструменте нет. Он представляет много вариантов игры, включая даже «самостоятельную игру», то есть вам достаточно лишь нажимать несколько клавиш, а инструмент сам будет подбирать мелодию, аккорды и интересный финал.

Итог

Данные советы помогут вам самостоятельно научиться игре на синтезаторе с нуля. Стремитесь, старайтесь, играйте и используйте возможности вашего инструмента по максимуму. Преодолев стадию «новичка» вам понравится и музыкальное развитие начнет даваться проще. Главное и самое сложное — это начать и усердно добиваться начальных навыков, а чем дальше – тем приятней.

Во время посещения классических концертов, пожалуй, у многих из нас возникает вопрос, как научиться играть на пианино, как рождается музыка под умелыми пальцами аккомпаниатора и смогу ли я сыграть что-либо подобное? Именно тогда мы говорим себе «хочу» и начинаем судорожно искать возможности для реализации задуманного. Откуда же такое рвение? Оказывается, ученые выяснили, что музыка – это главный источник для получения наслаждения .

Что уже говорить о классической музыке и, в частности, о фортепиано, которое сумело подарить множество сладостных минут не одному поколению слушателей. А для того чтобы не обходится одними лишь электронными записями, можно собрать весь свой талант в кулак, точнее в пальцы, и научиться играть на пианино самому.

Возможно ли это в домашних условия? Почему бы и нет! Во-первых, пианино намного меньше рояля. Поэтому если у вас есть возможность установить его у себя дома и заниматься хотя бы по 15 минут в день , то в скором времени вы сможете овладеть основными азами игры и удивите своих близких красивым исполнением сначала простых, а затем и более сложных композиций. Далее мы более подробно расскажем о том, как научиться играть на пианино и синтезаторе, а также безболезненно изучить ноты в домашних условиях. Также предлагаем вам посмотреть видео уроки, на которых детально рассказывается о том, как быстро научится играть на инструменте с нуля.

Хороший вопрос – конечно же, по нотам. Да, без теории вам не обойтись . И если вы все же обладаете хорошим слухом и можете без запинки повторить простую мелодию, то для исполнения серьезных этюдов вам необходимо будет немного потрудиться.

Если вы уже решили научиться играть на пианино самостоятельно в домашних условиях, то начните с самого основного – с нотной грамоты .

  1. Безусловно, вы знаете, что нот всего семь, и что они записываются на нотоносце – специальном наборе из пяти линеек.
  2. Звукоряд начинается со скрипичного ключа.
  3. Нота «до» пишется на дополнительной линии, а затем постепенно расположение нот смещается на одну линеечку, по мере того, как растет высота звучания.

Те же ноты, но уже поделенные на октавы , находятся и на клавиатуре. Октава подразумевает разделение звукоряда на равные части. То же самое происходит и на клавиатуре нашего инструмента. Октава состоит из 8 нот, обычно она начинается нотой «до» и заканчивается нотой «до» следующего звукоряда. На пианино присутствует 4 октавы, которым передуют следующие музыкальные интервалы:

  • субконтроктава;
  • контроктава;
  • большая;
  • малая октава.

Все они вам и понадобятся во время игры басовой линии.

Теперь попробуем записать ноты и более детально рассмотреть их на примере клавиш.

  1. Начните с малой октавы . У нас она начинается ключом «соль». Это значит, что мы начинаем писать скрипичный ключ на второй линейке – как раз там, где находится нота «соль» первой октавы. Малую октаву мы начинаем с ноты «соль», расположенной под второй дополнительной линией.
  2. Далее двигаемся вверх по линиям до ноты «до» первой октавы . Запишите данный звукоряд в нотной тетради, затем снова начните с «до», но уже второй октавы.
  3. Двигайтесь вверх до третьей октавы .
  4. А теперь сыграйте всю последовательную композицию, начиная с малой октавы . Нажимая на клавиши, называйте ноты, которые вы играете, так вы лучше их запомните.
  5. Для того чтобы сыграть малую октаву полностью, вам необходимо изучить еще одно понятие – басовый ключ . Оно пригодится вам во время изучения более сложных композиций. Ключ «Фа», он же басовый, помогает нам увидеть полную картину нотного стана малой октавы от ноты «до» до следующей ноты «до», но уже первой октавы.
  6. Тренируйтесь писать, проговаривать, а затем и играть ноты сразу двумя руками . Устраивайте себе небольшие диктанты – пишите ноты подряд, а затем вразброс, чтобы запомнить их расположение. Со временем вы научитесь читать нотную грамоту не хуже обычной книжки.

Также вам необходимо освоить понятие такта , состоящего из сильных и слабых долей. Именно сильная доля позволяет нам говорить о ритме, который, в принципе, и составляет основу музыкального произведения.

И еще один нюанс, без которого просто невозможно быстро научиться играть на фортепиано – это правильное сидение за инструментом и главное — постановка пальцев .

Сидите за инструментом прямо, не напрягая корпус и руки. Не сутультесь, не сводите локти вместе, такое положение освободит ваш корпус и вы будете испытывать легкость и вдохновение.

Теперь поговорим о руках . Держите пальцы на некотором расстоянии друг от друга, но не заводите слишком далеко. Они должны быть вашим инструментом, составляющим единое целое, при этом в кистях не должно чувствоваться напряжения. Ваши пальцы должны касаться клавиш только кончиками, а кисти при этом будут приподнятыми.

Как научиться играть на синтезаторе?

Конечно же, если вы уже изучили азы игры на пианино, то научиться играть на синтезаторе вам будет намного легче. Однако и сделать это с нуля вполне возможно.

Синтезатор по сравнению с фортепиано имеет ряд преимуществ :

  1. В первую очередь – это габариты . Его легче держать дома и транспортировать.
  2. Во-вторых, у синтезатора совсем другое звучание . Нажимая на клавиши, мы получаем оцифрованный звук реального инструмента. При такой игре можно изменять как частоту, так и амплитуду звуковых колебаний, подбирать тембр и даже имитировать звук.
  3. Ну и в-третьих, в современном пианино насчитывается 9 октав, а в синтезаторе всего 5 , поэтому научиться играть на синтезаторе намного легче.

По сути, вам понадобятся следующие навыки:

  • знание нот в ключе «соль», а также владение правой рукой, это намного проще, чем играть двумя руками;
  • левую руку вы будете использовать для подбора аккордов, во всем остальном вам вам будет помогать автоаккомпанемент;
  • положитесь на свое чувство ритма, тренируйте его, со временем оно будет вам подчиняться;
  • изучите функции своего инструмента и не бойтесь экспериментировать.

Видео уроки: как научиться играть на пианино и синтезаторе?

Самоучитель игры на синтезаторе
Пешняк В.Г.
2001г.
часть текста распознана (OCR), качество хорошее
(pdf, 44.6 МВ)

Самоучитель игры на синтезаторе композитора и педагога Владимира Григорьевича Пешняка является новым учебным пособием для синтезатора. В отличие от «Курса игры на синтезаторе», предназначенного для профессионального обучения в ДМШ, самоучитель предполагает освоение инструмента без педагога. При этом основным помощником обучения игре на синтезаторе становится сам синтезатор.
Издание рассчитано на самый широкий круг любителей музыки - от школьников, не умеющих играть ни на одном музыкальном инструменте, до музыкантов - профессионалов, желающих овладеть новым для себя инструментом. И если начинающим обучение необходимо и достаточно последовательно выполнять практические задания, не вдаваясь в подробности и на первых порах пропуская некоторые объяснения сути возможностей синтезатора, то музыкантам со стажем, естественно, незачем читать разделы, связанные с музыкальной грамотой, однако и им рекомендуется последовательное выполнение всех заданий.
Особенный интерес для тех и других может вызвать раздел, связанный с сочинением музыки, применением синтезатора в композиции.

За основной базовый инструмент взята модель синтезатора CASIO CTK-731. Выбор инструмента обусловлен доступной ценой при наличии всех необходимых технических характеристик для домашнего музицирования и концертного использования инструмента. Используя параметры акустических настроек, предлагаемые автором, Вы преобразуете звучание синтезатора в соответствии с вашими пожеланиями. В самоучителе рассматриваются следующие возможности: умение пользоваться различными музыкальными тембрами; делить клавиатуру для одновременного применения в реальном звучании от 2-х, 4-х до 12-ти разных тембров; играть под собственный автоаккомпанемент, не зная музыкальной грамоты и строения аккордов; разучивать новую музыку, не имея нот; создавать и озвучивать полноценные фонограммы композиций, делая запись на одиннадцать дорожек памяти; создавать новые оригинальные тембры голосов и стили для автоаккомпанемента. Об этом и многом другом Вы узнаете из самоучителя.

  • ВВЕДЕНИЕ
    • § 1 .Банк тембров
    • § 2.Передача звуковых сигналов
    • § 3.Карта General MIDI
    • § 4.Микшер
    • § 5.Секвенсор и память синтезатора
    • § 6.Клавиатура
    • § 7.Автогармония (AUTO HARMONIZE)
    • § 8.Клавиши панели управления (обзор)
  • УРОК I
    § 1 .Расположение инструмента
    § 2.Включение и выбор режима игры
    § З.Управление гармонией автоаккомпанемента в режиме CASIO CHORD
    § 4. Пение без ритмического секвенсора
    § 5. Ритмический секвенсор и фактура аккомпанемента
    § 6. Отдельные элементы фактура автоаккомпанемента
    § 7. Структура стиля автоаккомпанемента
    § 8. Пение с ритмом автоаккомпанемента
    § 9. Особенности гармонизации для синтезатора
  • УРОК 2
    § I.Синхронная игра
    § 2.Режим «Экспромта» (FREE SESSION)
    § 3. Общая схема образования формы.
    § 4. Первая запись в память синтезатора.
    § 5.Первое сохранение на дискете
  • УРОК З ЧТЕНИЕ НОТ
    § 1. Ритм
    § 2.Высота нот
    § 3.Особенности нотации для синтезатора
    § 4. Рисуем ноты, а играем музыку!
    § 5. Гармонизация.
    § 6. Подтекстовка.
  • УРОК4. НАСТРОЙКА СИНТЕЗАТОРА
    § 1. Настройка параметров синтезатора.
    § 2. Сохранение настроек в банке регистрации (REGISTRATION BANK)
    § 3.Сохранение настроек на дискете
    § 4. Акустика и эффекты (DSP)
    § 5. Панорама (PANORAMA)
    § 6. Баланс громкости голосов (VOLUME)
    § 7. Транспонирование голосов (TRANS; С.Tune)
    § 8.Точная настройка высоты (TUNE. FINE TUNE)
    § 9. Настройка выразительности (EXPRESS)
    § 10. Чувствительность к силе нажатия (TOUCH RESPONSE)
    §11. Деление клавиатуры (SPLIT)
    § 12. Наложение клавиатур
    § 13. Шестая клавиатура!
    § 14. Выбор тембра (TONE)
    § 15. Синтезирование тембра (SYNTH)
  • УРОК 5. РАЗВИТИЕ ФОРТЕПИАННОЙ ТЕХНИКИ
    Гаммы, упражнения, пьесы
  • УРОК 6. ФАКТУРА
    § 1.0 неправильной игре, искажающей тембры
    §2. Игра «минусовки» (Методика выучивания партии автоаккомпанемента)
    § 3. Игра «минусовки» (Методика выучивания партии МИДИ-файла)
    § «MISSM.mid» - демонстрационный файл для синтезатора CASIO CTK-731
  • УРОК 7. СОЗДАНИЕ СТИЛЯ АВТОАККОМПАНЕМЕНТА и ЗАПИСЬ КОМПОЗИЦИИ
    • Создание стиля автоаккомпанемента, запись композиции
      В. Пешняк - AMBIENT (Pattern, Song)
      Пример стиля автоаккомпанемента (Pattern)
    • В.Пешняк ПЬЕСЫ ДЛЯ СИНТЕЗАТОРА
      • Журавли
        Утренняя серенада
        Летний вечер
        Весеннее настроение
        Nostalgia
        Элегия
        Адажио
        Грустный напев
  • УПРАЖНЕНИЯ
    • №. 1 (Синхронная игра)
    • № 2 (Буги)
    • Полька - галоп (упр. на образование формы)
    • Четыре песни на одну серию (В.Пешняк)
    • Гаммы, упражнения
    • Напев - пьеса на легато (В. Пешняк)
    • Партия баса из автоаккомпанемента (ритм и артикуляция)
    • MissM.mid (демонстрационный файл для синтезатора CASIO-CTK 731)
  • НАРОДНАЯ МУЗЫКА
    • Русская частушка
    • Во саду ли, в огороде
    • Новогодняя (Маленькой елочке холодно зимой)
    • Гармонические вариации (Перепёлочка)
    • Чё те надо?
    • По диким степям Забайкалья
    • IЛедрик-Щедрик (обработка народной песни)
  • ЭСТРАДНЫЕ МЕЛОДИИ РОССИИ
    • «Буги с косой» (В. Бутусов - Д. Умецкий)
    • Под небом голубым - пример фактур (М.Волохонский)
    • Миллион алых роз (Р. Паулс)
    • Улыбка (В.Шаинский)
    • Московских окон свет (Т.Хренников)
    • Утомленное солнце (Е. Петербургский)
    • Сиреневый туман (неизвестный автор)
  • ПОПУЛЯРНАЯ ЗАРУБЕЖНАЯ МУЗЫКА
    • I will wait for you - Я буду ждать (М.Легран)
    • Love story -

Как научиться играть на синтезаторе, да ещё и разобраться во всём самостоятельно? Именно об этом мы сегодня и поговорим. Перед началом нашего разговора дадим вам всего две установки.

Ну, во-первых, есть одно универсальное правило: чтобы научиться играть на клавишах, нужно всего-то в один прекрасный день просто взять да и начать играть на них. В самом деле, игра – это практический вид деятельности, сопряжённый в некоторой степени с хитростью ума.

Во-вторых, нужны тренировки, ведь игра на для «молодых, озорных» и совсем зелёных новичков – это как игра в футбол. Представьте, сколько голов на матче забьёт футболист, если «забьёт» на свои тренировки. Я думаю, что очень немного, а вы как думаете? А вот постоянный тренаж позволяет улучшать и совершенствовать свои навыки. Результаты обычно не заставляют себя долго ждать – то, что не получилось сегодня, выходит прекрасно буквально уже на следующий день!

В дополнение к этим «установкам» заметим, что для того чтобы вам начать учиться игре на синтезаторе и для того чтобы в тренировках оттачивать свои умения, нужно чтобы этот самый синтезатор у вас был. Свой собственный инструмент, с которым вы вольны делать всё, что хотите. Пусть даже это будет самая дешёвая модель (дёшево не значит плохо) или вообще «синтезатор-игрушка» – для начала сойдёт и так. Если собираетесь приобрести инструмент круче, то о том, как выбрать синтезатор можно почитать в . Вот, а теперь вернёмся к нашему основному вопросу и займёмся им вплотную.

Знакомство с инструментом

Вообще, достаточно просто включить инструмент, чтобы уже начать играть на нём, но не лишним будет поближе познакомиться с основными возможностями синтезатора. Этот инструмент назвали синтезатором, потому что он объединяет в себе сотни тембров самых разных музыкальных инструментов и сотни готовых аранжировок во всех возможных стилях инструментальной музыки.

Давайте посмотрим, за какую функцию на клавишах отвечает та или иная кнопочка. Итак, что же умеют наши синтезаторы:

  1. Воспроизводить различные инструментальные тембры (банк инструментов). Для того чтобы было проще найти необходимый нам тембр производители синтезаторов группируют их по некоторым признакам: тип инструмента (духовой, струнный и т.д.), материал изготовления инструмента (дерево или медь). У любого тембра есть порядковый номер (у каждого производителя своя нумерация – на корпусе обычно выводятся сокращённые списки, полные списки кодов для банка инструментов публикуют в руководстве для пользователя).
  2. Автоматический аккомпанемент или «самограйка» – эта функция гораздо упрощает игру на синтезаторе. С помощью нее вы сможете сыграть пьесу в любом стиле (блюз, хип-хоп, рок и других) или жанре (вальс, полька, баллада, марш и т.д.). Самое приятное заключается в том, что для создания музыки с «самоиграйкой» даже не требуется знания нот. Просто запустили процесс – импровизируете и наслаждаетесь.
  3. Кроме стилей готовых аранжировок можно ещё поэкспериментировать с темпом и высотой звучания (тональностью) проигрываемого аккомпанемента.
  4. Кнопка записи сохранит проигранную вами мелодию. Можете использовать ее как вторую партию вашего сочинения: просто включите запись и поверху сыграйте что-либо другое.

Теперь давайте рассмотрим рабочую панель самого простого синтезатора. В ней всё просто и логично, нет ничего лишнего. Рабочие столы синтезаторов в своём большинстве однотипны. Посмотрите на картинку – на всех других моделях всё устроено почти так же:

Знакомство с нотной грамотой

Перед тем, как конкретно засесть за клавиши желательно поинтересоваться базовыми музыкальными знаниями. Не переживайте, их не так уж и много! Вам в помощь – , который наш сайт дарит всем желающим. Заполняйте форму (в верхней правой части этой странички) для получения простого и понятного учебника для тех, кто страстно желает постичь эту зверскую науку.

Как действовать, если вы решили научиться играть на синтезаторе самостоятельно?

Для тех, кто решил самостоятельно всё освоить – несколько советов. Вам нужно не увлекаться теорией, просмотром видео-лекций и чтением тысяч книг для чайников. Ваше музыкальное восприятие настолько свежее, что вы можете многому научиться интуитивно, главное – больше практиковаться. Это совет первый.

Чтобы что-то начало получаться придётся посвящать время занятиям на инструменте – это сильно увлекает, прямо «сносит крышу», поэтому чтобы не просиживать за инструментом ночи напролёт, просите родственников время от времени отрывать вас от синтезатора и укладывать спать. Это был второй совет.

Шутки шутками, а есть настоящие проблемы, которые возникают у начинающих. Многие новички берутся за то, что им временно не по зубам – этого делать не нужно. Если хотите сыграть что-нибудь сложное – поищите упрощённый вариант этой пьесы, а лучше и начните с одноголосных мелодий, простейших упражнений и может быть даже гамм (некоторым нравится играть гаммы – часами сидят, не отрываясь).

Есть у музыкантов такое понятие, как аппликатура . Этим страшным словом называют целесообразность игры той или иной ноты тем или иным пальцем. Короче говоря: какими пальцами нажимать кнопочки. Вам может показаться, что это всё смешно, но о важности аппликатурных принципов мы не сказать не можем.

Представьте себе: вам нужно сыграть пять нот подряд, пять клавиш, которые располагаются одна за другой на клавиатуре. Как проще и быстрее это сделать? Ведь не одним и тем же пальцем потыкать во все пять кнопочек? Конечно же, нет! Гораздо удобнее расставить пять пальцев руки (по одной над каждой клавишей), а затее легкими «молоточкообразными» движениями перебрать пять клавиш.

Кстати, пальцы клавишников не называются своими именами (большой, указательный, средний и т.д.), а нумеруются: 1 – большой, 2 – указательный, 3 – средний, 4 – безымянный, 5 – мизинец. В хороших нотах для начинающих над каждой нотой проставлена аппликатура (то есть «номера» пальцев, которыми нужно играть эти ноты).

Следующее, чему необходимо научиться – брать аккорды (три звука взятых одновременно). Четко отрабатывайте движения, переставляя пальцы с клавиш на клавиши. Не получается какой-то фрагмент – проигрывайте его снова и снова, доведите движение до автоматизма.

Выучили расположение нот – читайте их с листа (то есть старайтесь проигрывать незнакомую пьесу в среднем темпе, делая как можно меньше ошибок). Читка нот с листа – это важнейших навык для тех, кто в дальнейшем желает не просто механически исполнять заученные мелодии, а быстро и без каких-либо сложностей играть совершенно новые для себя пьесы прямо с нот (это особенно пригодиться на семейных встречах, вечеринках – можно исполнять песни по заказу своих друзей).

Как играть на синтезаторе, не зная нот?

Не знаете нот и тем более не представляете, как играть на синтезаторе? Побалуйте себя, почувствуйте себя мега-клавишником – поможет вам в этом автоаккомпанемент. Овладеть навыком игры на синтезаторе с помощью «самограйки» проще простого, выполняйте задания по пунктам:

  1. Включите функцию аккомпанемента. Мы ещё найдём все нужные нам кнопочки.
  2. Знайте, что левая рука отвечает за аккомпанемент, а правая – за главную мелодическую линию (играть мелодию даже не обязательно).
  3. Выберите стиль произведения, который вы собираетесь исполнить. Определитесь с его темпом.
  4. Выберите тембр инструмента сольной партии (если будете играть какую-нибудь мелодию, если нет – то пропустите).
  5. Включите кнопочку типа «PLAY» или «START» и синтезатор сам проиграет вступление.
  6. Левой рукой в левой половине клавиатуры (чем ближе к краю, тем лучше) берите аккорды или просто нажимайте любую клавишу. Инструмент за вас сыграет ритм, бас, аккомпанемент, педаль и всё остальное.
  7. Правой рукой можете попробовать наиграть какую-нибудь мелодию. В принципе это не обязательное условие, ведь под сделанный вами аккомпанемент можно и спеть!
  8. Песня заканчивается? Нажмите «STOP» и синтезатор сам проиграет вам интересный финал.

Для того, чтобы пользоваться всеми этими режимами – найдите на своей модели ряд кнопочек, которые схожи с теми, что изображены на рисунке:

Учимся самостоятельно или берем уроки?

Существует несколько вариантов обучения, рассмотрим каждый из них.

  1. Частные уроки у преподавателя. Неплохой вариант для тех, кто не умеет себя дисциплинировать. Обязательное посещение занятий и регулярное выполнение домашних заданий заставит вас рано или поздно что-либо сыграть на синтезаторе.
  2. Курсы игры на синтезаторе. Занятия проходят так же, как и частные, только вместо одного человека, педагог учит сразу же нескольких, что не так уж и эффективно.
  3. Видео-уроки. Неплохой метод обучения: качаете урок, просматриваете его несколько раз и выполняете все по рекомендациям педагога. Время занятий и сроки изучения материала вы ставите для себя сами.
  4. Самоучитель игры (книга, сайт, онлайн-журнал и т.д.). Еще один неплохой способ изучения особенностей игры на синтезаторе. Выбираете понравившийся материал – и вперед, на музыкальные баррикады. Большой плюс в том, что всегда можно вернуться назад и прочитать (просмотреть) непонятый материал еще и еще раз.
  5. С помощью синтезаторной «обучалки». На экране дисплея программа подсказывает вам, какие клавиши, какой рукой и пальцами надо нажимать. Этот метод больше похож на натаскивание. У вас, несомненно, возникнут рефлексы а-ля «собака Павлова» вот только это не поможет вам продвинуться далеко в исполнительском мастерстве на синтезаторе.

Конечно, все узнать о том, как научиться играть на синтезаторе за один раз невозможно. Но мы помогли решить проблемы, с которыми сталкиваются все новички.