Как поставить ударение в слове на. Как правильно поставить ударение

Русский язык является одним из самых сложнейших в мире. И если вы ищете в глобальной паутине ответ на вопрос о том, как ставить ударение в словах, это значит, что даже русскоговорящие люди порой испытывают определенные сложности в освоении норм языка. А если ваша профессия подразумевает частые выступления перед аудиторией, то необходимо говорить максимально правильно, чтобы верно доносить информацию. Как правильно ставить ударение в словах, чтобы не исказить их смысл? Об этом и пойдёт речь в данной статье.

Особенности русского ударения

Где ставить ударение? Ответить на этот вопрос поможет специальный раздел в языкознании, который называется акцентологией. Так вот, согласно данной науке, четко прописанных правил ударения в русском языке нет. Для каждого слова предусмотрены свои закономерности. Как правильно ставить ударение? Отвечая на этот вопрос, нужно помнить, что для русского языка характерно так называемое свободное или разноместное ударение. Это означает, что ударными слогами могут стать разные части слова - корень, приставка, суффикс или окончание. Мы решили выделить несколько моментов, понимание которых поможет разобраться, как ставить ударение в словах.

  • В русском языке ударение свободное и потому может падать на любой слог.
  • Ударение может быть подвижным и неподвижным. Куда ставить ударение в этом случае? Допустим, в разных формах одного слова ударение приходится на одну и ту же часть, это будет означать, что оно неподвижное: говорИшь, говорЮ, говорИт. Но если ударение падает на разные слоги одного и того же слова, тогда его называют подвижным: травА – трАвы, вЫбежать – выбегАть.
  • Как ставить ударение? Нужно помнить, что ударение может меняться с течением времени. Например, если раньше правильным считалось говорить: металлУргия, полигрАфия, то сейчас норма такова: металлургИя, полиграфИя.
  • Куда ставить ударение, вам также подскажут словари. В них вы с удивлением обнаружите, что иногда некоторые варианты ударений считаются равноправными. Например: Августовский – августОвский, казАки – казакИ, кЕта – кетА и другие.
  • Иногда чтобы не было сомнений, куда ставить ударение, нужно просто выучить слова с неподвижными ударениями. Вот некоторые из них: тОрт, шАрф, бАнты, звонИть и другие.

Лексическое, грамматическое, стилистическое различия

Куда ставить ударение, чтобы правильно донести свою мысль? Подготавливая свою речь, помните, что разноместность ударения объясняется тем, что на практике могут существовать два и даже более акцентных варианта. Они будут отличаться между собой в лексическом, грамматическом или стилистическом отношении.

  1. Лексическое различие предполагает, что с изменением места ударения меняется и смысл слова. Например, безОбразный и безобрАзный или харАктерный и характЕрный. Как ставить ударения правильно и не ошибиться? Учитывайте лексическое значение слова и контекст, в котором оно звучит.
  2. Разноместность ударения также позволяет различать грамматические формы. Это могут быть формы одного и того же слова, например, ударение в разных местах слов - струнЫ и стрУны указывают на то, что в первом случае перед нами родительный падеж единственного числа слова струнА, а во втором случае - это именительный падеж множественного числа того же самого слова. В ином случае разные ударения в одном и том же слове могут указывать на формы абсолютно разных слов. Например, пАли - прошедшее время от глагола "пасть", а палИ - это уже повелительная форма глагола "палИть".
  3. Как ставить ударение? В отдельных случаях ответить на этот вопрос вам поможет наука стилистика. Такие слова как богатЫрь, молодЕц или шЕлковый могут звучать иначе - богАтырь, мОлодец, шелкОвый. Разноместность ударения связана с фольклорным происхождением этих слов.

Как правильно ставить ударение в именах? Здесь можно применить следующее правило: в женских ударение ставится на предпоследний слог – МарИна, Инна, ВалентИна и т.д. А вот в мужских всё немного иначе. В коротких мужских именах ударение ставится на предпоследний слог – КОля, ЖЕня. А где ставить ударение в длинных именах? На последний слог (МихаИл, АнтОн, ВалентИн). Правда, относительно ударений в именах хватает достаточно исключений. Но тем, в общем-то, и отличается наш великий и могучий русский язык - исключениями из правил.

Как правильно ставить ударение в других языках? Для китайского, вьетнамского и японского языков существуют тоническое и музыкальное ударения. Они предполагают выделение слога с помощью изменения высоты тона. Как ставить ударения в словах таким необычным способом? Этот вопрос лучше всего адресовать носителям азиатских языков. Еще есть динамические, силовые ударения, когда ударный слог выделяют большей произносительной силой. Такие типы ударения характерны для английского, французского, русского языка и других. Чтобы вас понимали правильно, говорите правильно! Где ставить ударение, чтобы смысл был донесен верно? Учите русский язык, а если возникнут вопросы, загляните в специальный словарик.

Ударение в современном русском языке строго определено для большинства слов, иначе говоря, находится всегда на одном и том же месте. Так, например, в предложении Над седой равниной моря ветер тучи собирает, взятом из «Песни о буревестнике» М. Горького, семь слов. Ни в одном из этих слов невозможно перенести ударение на какой-нибудь другой слог. Даже изощренный во всяких словесных вывертах человек не сумеет произнести эти слова с неверным ударением.

Если взять какой-нибудь словарь и просмотреть все его разделы от «А» до «Я», то можно убедиться в том, что устойчивость, неизменяемость ударения в словах вообще присуща русскому языку. Однако при более внимательном рассмотрении словаря мы находим довольно большое количество слов, составляющих исключение из общего правила, то есть допускающих возможность переноса ударения с одного слога на другой.

Вот некоторые из таких слов: дЕвичий и девИчий, издалекА и издалЁка, мИнуло и минУло, мЫшление и мышлЕние, прОсека и просЕка.

Чтобы понять причины, лежащие в основе подобных явлений, необходимо разобраться в особенностях русского ударения и прежде всего в том, что принято называть его разноместностью.

Разноместность русского ударения характеризуется тем, что оно может падать на любой слог слова: мАльчик, машИна, самолЁт, сторожевОй и на разные его морфологические элементы — на приставку, на корень, на суффикс, на окончание: прИгород, телЕга, меховщИк, молокО.

Разноместность ударения в современном литературном языке используется для различения некоторых слов по смыслу: Атлас и атлАс, зАмок и замОк, пАхнуть и пахнУть и т. п., а также для различения грамматических форм одного и того же слова, например: мЕли — множественное число от существительного мель и мелИ — повелительное наклонение от глагола молоть и т. д.

В некоторых случаях изменение места ударения не образует ни нового слова, ни новой грамматической формы. Тогда возникают колебания, и многим из нас приходится думать о том, как сказать: Угля или углЯ, гУся или гусЯ, и т. п.

В разговорной речи число отклонений от места ударения в словах бывает иногда столь велико, что вызывает тревогу и недоумение. В чем же причины этих отклонений?

Одной из причин считается влияние на постановку ударения так называемого закона аналогии, по которому один тип ударений воздействует на другой. Так, например, у целого ряда существительных женского рода 1-го склонения типа спина, которые имеют во всех падежах единственного числа ударение на окончании и переносят его в винительном падеже на основу, образуется под влиянием аналогии форму винительного падежа с неправильным ударением на окончании (спинУ, боронУ, щекУ, ногУ, головУ и т. д.).

Другой весьма существенной причиной, вызывающей отклонения в ударении, является влияние на литературный язык диалектов (местных территориальных говоров). Так, например, влиянием северорусских говоров, в которых существует тенденция к переносу ударения на приставку, можно объяснить такие отклонения, как дОговор, зАвеса, нАпасть, прИговор, рЕмень и т. д. Южнорусские говоры дают отклонения в именительном падеже множественного числа существительных: выборА, желудЯ, дочерЯ, лошадЯ, матерЯ, средствА и др. и в прошедшем времени мужского и женского рода: понЯл, поднЯл, пробЫл, взЯла, брАла, дАла, спАла и т. д. Некоторое влияние на литературное ударение оказывает бытовая разговорная лексика (просторечие); полОжил, предлОжил, звОнишь, красивЕе, а также отдельные слова из речи моряков, шоферов, свекловодов, бухгалтеров, почтальонов, нефтяников и др. (компАс, рапОрт, свеклА, квАртал, дОставка, подошвА, кАучук).

И, наконец, третьей причиной, вызывающей колебания в ударении, надо считать наличие в нашем языке большого количества иностранных (заимствованных слов) и стремление к русифицированию этих слов путем постановки в них ударения по аналогии с похожими русскими или достаточно обрусевшими словами. Так, например, неправильная форма родительного падежа слова бамбУк — бамбукА (вместо бамбУка) появилась под влиянием примерно таких форм, как барсУк — барсукА. Читая газеты и книги, просматривая интернет, где ударение обычно не обозначается, некоторые люди запоминают иностранное слово с ударением; свойственным подобным словам в русском языке. К результате чего получается цЕмент (вместо правильного цемЕнт), прОцент (вместо процЕнт) и т. п.

Трудности, связанные с ударением в русском литературном языке, не исчерпываются его разноместностью. Они порождаются еще и тем, что ударение в одних категориях русских слов бывает неподвижным, а в других — подвижным. Неподвижность ударения характеризуется тем, что при образовании грамматических форм оно остается всегда на одном и том же месте, например: рАдость, рАдости, рАдостью, рАдостей, рАдостям, рАдостях; плывУ, плывЁшь, плывЁт, плывЁм, плывЁте, плывУт; прилЕжен, прилЕжна, прилЕжно, прилЕжны. При подвижном ударении наблюдается совершенно иная картина. Здесь при образовании новых грамматических форм ударение может перемещаться с одного слога на другой или же с одной части слова на другую, например: головА, головЫ, гОлову, голОв; люблЮ, лЮбишь, лЮбим, лЮбите, лЮбят; смЕл, смелА, смЕло, смЕлы.

Ошибки, возникающие в связи с этой особенностью ударения в русском языке, встречаются преимущественно в речи людей, плохо знающих законы грамматики. Рассмотрим некоторые из этих ошибок.

Известно, что у ряда существительных в именительном падеже множественного числа ударение падает на основу, а в остальных формах множественного числа — на окончание. А между тем многие произносят кАмнями вместо камнЯми, вОлками вместо волкАми, звЕрями вместо зверЯми, мАтерями вместо матерЯми и т. д.

Ряд существительных женского рода на -а образует особую форму винительного падежа с переносом ударения на основу. Однако многие произносят неправильно: зимУ, доскУ, горУ, стенУ, спинУ, землЮ (вместо зИму, дОску, гОру, стЕну, спИну, зЕмлю).

В глаголах необоснованный перенос ударения с одного места на другое иногда придает словам архаичный (устарелый) оттенок: дарИшь, варИшь, вертИшь, катИшь (вместо современных дАришь, вАришь, вЕртишь, кАтишь). Особенно большое количество ошибок, связанное с неправильным переносом ударения в слове, наблюдается при употреблении большой группы глаголов, имеющих ударение на основе во всех формах, кроме женского рода. Результатом такого переноса мы имеем знаменитые взЯла, брАла, дАла, спАла, а также отнЯли, понЯли, принЯли и т. п. Чтобы не ошибаться в постановке ударений в глаголах этого типа, надо почаще думать о них или лучше всего хорошенько запомнить:

  • Брал, бралА, брАло, брАли;
  • взял, взялА, взЯло, взЯли;
  • внял, внялА, внЯло, внЯли;
  • гнал, гналА, гнАло, гнАли;
  • дал, далА, дАло, дАли;
  • дОнял, донялА, дОняло, дОняли;
  • зАнял, занялА, зАняло, зАняли;
  • нАнял, нанялА, нАняло, нАняли;
  • Отнял, отнялА, Отняло, Отняли;
  • нАчал, началА, нАчало, нАчали;
  • пОнял, понялА, пОняло, пОняли;
  • прИнял, принялА, прИняло, прИняли.

Большие неприятности при постановке ударения доставляют нам краткие прилагательные без суффиксов или с суффиксами -н-, -л-, -к-, -ок, которые имеют обычно неподвижное ударение на первом слоге во всех формах, кроме единственного числа женского рода. Мы часто сомневаемся, как сказать, например: бОйка или бойкА, вЕсела или веселА, жИва или живА. Здесь тоже нельзя обойтись без «зубрежки». Поэтому сделаем над собой некоторое усилие и запомним:

  • бОек, бойкА, бОйко, бОйки;
  • вЕсел, веселА, вЕсело, вЕселы;
  • врЕден, вреднА, врЕдно, врЕдны;
  • гОлоден, голоднА, гОлодно, гОлодны;
  • горд, гордА, гОрдо, гОрды;
  • гОрек, горькА, гОрько, гОрьки;
  • густ, густА, гУсто, гУсты;
  • дёшев, дешевА, дёшево, дёшевы;
  • дОлог, долгА, дОлго, дОлги;
  • дОрог, дорогА, дОрого, дОроги;
  • зЕлен, зеленА, зЕлено, зЕлены;
  • кИсел, кислА, кИсло, кИслы;
  • крОток, кроткА, крОтко, крОтки;
  • мОлод, молодА, мОлодо, мОлоды;
  • прав, правА, прАво, прАвы;
  • пуст, пустА, пУсто, пУсты;
  • рЕдок, редкА, рЕдко, рЕдки;
  • свЕтел, светлА, свЕтло, свЕтлы;
  • тесЕн, теснА, тЕсно, тЕсны.

В отдельных случаях в среднем роде кратких прилагательных указанного типа допустимо двоякое ударение, например: Остро и острО, стАро и старО, высОко и высокО, далЁко и далекО, глубОко и глубокО, ширОко и широкО.

Некоторые односложные имена существительные женского рода в сочетании с предлогами в и на произносятся с ударением на окончании: в горстИ, в кровИ, в костИ, в ночИ, в связИ, в степИ, в тенИ, в честИ, на дверИ, на печИ, на цепИ.

В тех случаях, когда предлоги принимают ударение на себя, следующее за ними существительное или числительное теряет свое ударение. Чаще всего «перетягивают» на себя ударение предлоги на , за , под , по , из , без , например: нА воду, нА гору, нА душу, нА зиму, нА год, нА день, нА дом, зА руку, зА спину, зА город, зА уши, пОд руки, пОд ноги, пОд гору, пОд вечер, пО морю, пО полю, пО лесу, пО два, пО три, пО сто, Из дому, Из виду, Из лесу, бЕз вести, бЕз толку, бЕз четверти.

Таким образом, мы видим, что ударение в русском литературном языке имеет большое значение. Разноместность ударения делает его особым признаком слова и помогает отличать одно слово от другого, а подвижностъ ударения служит для различения грамматических форм слова в самых разнообразных его проявлениях. Однако установить четкие правила постановки ударения во всех случаях весьма трудно, а зачастую и невозможно. Поэтому в работе над повышением уровня речевой культуры рекомендуется пользоваться словарями.


Тренировка памяти
>
Как запомнить, где в слове делать ударение

Наверняка вы хотя бы раз испытали чувство смущения, когда сомневались, правильно ли поставили ударение в том или ином слове. А сколько раз пытались запомнить правильный вариант! Вспомните, как режет слух, когда кто-то делает в слове неправильное ударение. Тем не менее есть слова, в произнесении которых ошибаются даже очень образованные люди, часто сами себя поправляя, но так и не будучи до конца уверены в правильности своего варианта.

Например, как правильно сказать слово "торт" во множественном числе? ТортЫ или тО рты? А слово "туфли" в единственном числе? ТуфлЯ или тУ фля? Говорят, что, чтобы писать грамотно, надо много читать, а что же делать для того, чтобы ставить в словах правильное ударение, ведь в книгах ударение не указано? А вокруг все говорят по-разному, вот мы и не можем запомнить, как же правильно. Особенно тяжело, конечно, приходится детям. И хотя таких слов в русском языке не так много, они могут вызывать трудности всю жизнь.

Для того, чтобы запомнить раз и навсегда, на каком слоге надо делать ударение в том или ином слове, необходимо подобрать к нему созвучное слово, такое, в котором на этот слог ударение падает без сомнения. Или же слово должно рифмоваться с запоминаемым, причем так, чтобы рифма попадала на запоминаемый слог. Дальше, как обычно, из запоминаемого и вспомогательного слова нужно составить сюжет. Теперь, когда вы снова столкнетесь с этим словом и засомневаетесь, где же поставить ударение, вам достаточно будет вспомнить свой сюжет или рифму, и все сомнения благополучно разрешатся.

Например, чтобы запомнить, что в слове "туфля" ударение падает на "У " можно составить такой сюжет: "ТУ фля выпала из самолета "ТУ ". Или представить такую картинку: "ТУ ча, похожая на ТУ флю". Или: "ТУ шью измазали ТУ флю". Для запоминания того, что в слове "торты" ударение падает на "О ", можно составить коротенький сюжет: "ТО лстый, потому, что любит ТО рты", - или придумать Рифму: "Долго ели тО рты - не налезли шО рты". Другой вариант: "Не пошли на кО рты - стали кушать тО рты".

Перед вами слова, в которых часто допускаются ошибки в ударениях и фразы, которые могут помочь запомнить, где его правильно ставить. Посмотрите, быть может, среди них есть слова, постановка ударения в которых вызывает затруднения и у вас. Запомните, как правильно произносить эти слова. Можете придумать свои созвучия или рифмы.


ДоговО р (а не дО говор)

ДогоВОР украл ВОР.


КаталО г (а не катА лог)


КатаЛО г съела ЛО шадь
В катаЛО ге ЛО жка вместо закладки.


АлфавИ т (а не алфА вит)


Заучив весь алфаВИ т,
он имел усталый ВИ д.


ЗвонИ т (а не звО нит)


Добрый доктор АйболИТ
спрашивает: "Кто звонИТ ?"


ШассИ (а не шА сси)


Пилот потратил много СИ л,
но всё же выпустил шасСИ .


ЖалюзИ (а не жА люзи)

На ЗИ му жалюЗИ купил.

БаловА ть (а не бА ловать)


БалоВАТ ь сладкой ВАТ ой.


КоклЮ ш (а не кО клюш)


КЛЮШ ка в углу отдыхает,
а мальчик коКЛЮШ ем страдает.


КремЕ нь (а не крЕ мень)

Меняю креМЕНЬ на реМЕНЬ .


КУ хонный (а не кухО нный)

Полотенцем кУХО нным вытер УХО .

ПЕ тля (петлЯ )


В ПЕТ ле трудно ПЕТ ь.

В русском языке есть сотни слов, при произношении которых мы спотыкаемся, т.к. не всегда знаем точно, на какой слог ставить ударение. Это создает неимоверные трудности при общении, ведь в современном мире неправильное произношение является признаком неграмотности и невежества.Одним из таких слов-загадок, ставящих нас в тупик, является слово “одновременно”, которое употребляется в двух вариантах:

  • с ударением на третий слог “одноврЕменно”;
  • с ударением на четвертый слог “одновремЕнно”.

“ОдновремЕнно” или “одноврЕменно”: как правильно?

Между приверженцами произношения слова “одновремЕнно” и сторонниками “одноврЕменно” иногда разгораются нешуточные споры, сравнимые с битвой вокруг пары “звОнит-звонИт”. Русский язык не стоит на месте, он развивается практически как живой организм, являясь подвижной и изменчивой системой. Благодаря этому правильное ударение в слове “одновременно” имеет двойную норму, и лавровый венок победителя в орфоэпических спорах заслуживают как те, так и другие приверженцы.

С недавних пор, как отмечает справочно-информационный портал Грамота.ру, оба варианта имеют право на существование. Согласно современным правилам русского языка, ударение на третьем слоге и ударение на четвертом слоге будут одинаково верными. Единственное ограничение, касающееся этого слова, состоит в том, что грубой ошибкой будет произношение через “ё”, т. е. “одновремённо”.

Что говорят справочные пособия?

Непредсказуемость великого и могучего русского языка говорит нам о том, что в случае любых сомнений относительно произношения или значения слов, имеет смысл обратиться к словарям и справочникам. Стоит учитывать при этом, что многие пособия, ставшие филологической классикой, были написаны еще в дореволюционное время и информация в них уже не спасет, а возможно, даже и введет в заблуждение при разборе спорных ситуаций. К каким же авторитетам русского языка можно обратиться, чтобы найти ответы на свои вопросы?

Словари для “сложных случаев”

  • Словарь Владимира Даля
  • Словарь Василия Долопчева
  • Словарь Ожегова
  • “Орфоэпический словарь” под издательством “Русская речь”
  • Словарь под редакцией Лопатина
  • Словарь под редакцией Резниченко

В словаре Владимира Даля , изданном в середине 19 века, утверждается, что в правильном варианте ударение должно быть на четвертом слоге. На этой же норме настаивает и автор “Словаря неправильностей русской речи” (1909 г.) Василий Долопчев.

Словарь Ожегова, составленный в 1960 году, предполагает уже два варианта произношения, без указания на то, какой вариант является правильным, а какой допустимым. Последующие составители словарей также допускают двойную норму произношения для слова “одновременно”. Это касается и “Орфоэпического словаря”, выпущенного в 1983 году издательством “Русский язык.” Такая точка зрения фигурирует и в “Орфографическом словаре”, составленном под редакцией В.В. Лопатина, и в других современных справочниках и словарях.

Двойной вариант нормы, можно сказать, утвержден на государственном уровне , ведь об этом пишется также и в словаре Резниченко, который внесен в список пособий, содержащих нормы русского языка как государственного.

И все-таки?

При всем при этом, прогуливаясь по гуманитарным факультетам какого-нибудь уважаемого ВУЗа, есть вероятность столкнуться с консервативной профессурой, которая воспримет произношение “одноврЕменно” как повод съязвить над образованностью того, из чьих уст вылетел этот вариант нормы. Поэтому стоит быть аккуратнее в общении с теми, кто придерживается консервативных взглядов относительно развития русского языка , и, может быть, заменить спорные случаи синонимами, чтобы не попасть в неловкую ситуацию.

Нужно знать: на какой слог ставится ударение в слове .

“Одновременно”: интересные факты

Богатый русский язык не стоит в своем развитии на месте. Этому способствует тот факт, что человечество стремится всё упростить. Вариант с произношением на третьем слоге с физиологической точки зрения гораздо проще – не нужно тянуть с дыханием или интонированием практически до конца слога. Такая же ситуация с парой “звОнит – звонИт”, где первый вариант – артикуляционно требует немного меньше усилий, нежели второй.

С другой стороны, двоякость произношения стала центром внимания со стороны представителей сферы искусства.Известный российский музыкант, поэт и режиссер Евгений Гришковец был вдохновлен многогранностью и простором для каламбуров этого слова, ведь “одновременно” может иметь два ударения, но два ударения одновременно оно иметь не может. И эта невозможность иметь всё и сразу отразилась в его знаменитом моноспектакле “ОдноврЕмЕнно”, премьера которого торжественно состоялась в 1999 году. Моноспекталь получил широкое признание, а слово “одновременно”, став отправной точкой для представления, еще раз утвердило свою свободу от дореволюционных норм и правил.